КАТА Косики Каратэ


                                  Ката

Ката, в переводе с японского "форма" или "образ", и представляют собой технические комплексы приемов традиционного каратэ-до. К сожалению, ката в первозданном виде практически не сохранились. Многие из них были модифицированы известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако все мастера различных стилей каратэ-до всегда придавали и придают изучению формальных комплексов исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные принципы боевых искусств. Ката - это комплекс оборонительных и наступательных техник, выполняемых против одного или нескольких воображаемых противников в строго установленной последовательности. Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами для того, чтобы мы могли пользоваться и после их смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьезно занимаясь этим искусством. Победить воображаемого противника в ката означает одержать победу над самим собой. Если изучающий каратэ-до не научиться побеждать самого себя, то он не сможет закалить дух - вот в чем ценность ката. Изучение ката очень полезно с точки зрения чистоты и качества техники. Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратэка встает в позицию "йой" (позиция готовности). Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратэка подчеркивает свои действия "киай". Затем этот воображаемый бой останавливается, и каратэка возвращается в позицию "йой". Каждая форма, как правило, начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессии, а на умении владеть собой. Все ката основаны на ключевых принципах каратэдо, где чередуются мягкость и жесткость, скорость и плавность, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме. Заканчивается ката, как правило, в том же месте, что и начиналась. В наши дни, все существующие ката являются лишь в большей или меньшей степени искаженными вариантами ката древних стилей, практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были ключами к переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания, передаваясь от учителя к ученику, и широко не распространялись. Естественно, чисто формальное исполнение движений ката без внутреннего содержания и понимания не дать необходимого эффекта. Полное владение ката характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении и исполнении, который позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя следующие требования:
  • Четкое и правильное выполнение всех элементов ката;
  • Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в пространстве;
  • Правильное дыхания, сжатие и расширение, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической силы);
  • Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай;
  • Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение;
  • Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-кумитэ (расшифровка техники ката с одним или несколькими противниками);
Ката Го Ке: Пять принципов
Го Ке является основополагающим каноном Сериндзирю Кенкокан каратэдо и других классических систем восточных единоборств. Каждый аспект Го Ке относится к различным сторонам развития человека (таким как движение и умственная деятельность), которые единоборец должен осознать и использовать по необходимости. Любое прием, либо комбинации приемов базируются на принципах Го Ке. Корни Го Ке лежат в традициях восточных единоборств Китая, которые на протяжении столетий впитывали в себя технику стилей, основывающихся на движениях пяти зверей. Также Го Ке может трактоваться как взаимосвязь пяти основных природных элементов. Кайсо Кори Хисатака применил Го Ке при разработке комплекса технических приемов по каратэ под названием Итсутсу но ваза (пять принципов). Его сын и последователь Масаюки Кукан Хисатака впоследствии внедрил данный комплекс приемов в ката и кумитэ.


Дай И Ке – первый принцип
Основывается на движениях льва (тора), воплощает в себя духовное содержание Мизи Но Кокоро (разум воды)

Дай Ни Ке – второй принцип
Основывается на движениях журавля (тсуру), воплощает в себя духовное содержание Хи Но Кокоро (разум огня)
Дай Сан Ке – третий принцип
Основывается на движениях леопарда (хе), воплощает в себя духовное содержание Чи Но Кокоро (разум земли)
Дай Йон Ке – четвертый принцип
Основывается на движениях змеи (хеби), воплощает в себя духовное содержание Каце Но Кокоро (разум ветра)
Дай Го Ке – пятый принцип
Основывается на движениях мифического существа дракона (рю), воплощает в себя духовное содержание Ку Но Кокоро (разум воздуха)

Комментарии