Словарь Терминов
Положения и состояния
Аге — вверх, восходящий, верхний, подниматься
Ансоку — перемещение
Антей — равновесие, стабильность
Аюми Аши — скользящий шаг с поочередной сменой ног
Барай (Харай) — смахивать, сметать, отводить в сторону
Бошони — на месте
Ваки — сторона, бок, профиль
Гаеши (Каеши) — возвратное движение, возврат
Гёси — ритм
Го — сила, твердость, жесткость; пять (число)
Гоши Но Кайтен — вращение бедрами
Гурума — переворот
Гьяку Аши — противоположная нога
Гьяку — противоположный
Дачи (Тачи) — положение стоп, исходная стойка, позиция
Джун — прямой, прямолинейный
Джушин — центр тяжести
Дзю Дзюн — прямолинейный, прямой. мягкость, податливость; десять; голень
Зен — вперед
Йоко — боковой; в сторону, сторона; горизонтально
Йоко Идо — шаг в сторону
Йоко Фури Ми — уклон корпусом в сторону
Йоми — восприимчивость
Йори Аши — скользящий шаг
Каваши — уклон, уход корпусом
Каете — разворот на 180°; команда повернуться на 180°
Какури — плавно
Камизуками — вращательное движение кистью с целью освобождения от захвата
Кеаге — восходящий, поднимающийся
Киаши — шаг вперед задней ногой из стойки ЗЕНКУТСУ ДАЧИ по прямой линии (а не
по дуге)
Кири — быстрый, резкий, режущий
Ко — короткий, маленький
Коза Сусуми — скрестный шаг
Кокутсу Дачи — боевая защитная стойка с весом тела на задней ноге до 80%, ступни
перпендикулярны друг
другу
другу
Коми — внутрь, внутри
Коса Аши — шаг скрещиванием ног
Коса Дачи — стойка со скрещенными ногами
Кудзуси — заваливание, отклонение
Мавариаши — поворотный шаг
Маварими — поворот со скрещиванием ног
Маватэ (Маварэ) — команда "повернуться на 180°"; поворот; смена позиции на
противоположную
Маваши — круговой; по дуге
Мае Аши — передняя нога (в исходной позиции)
Мае — впереди; вперед; прямо перед собой; фронтальный
Мае Ката Ми — наклон корпуса вперед
Мае Сори Ми — отклонение корпусом назад
Маетэ Камае — боевая стойка с выставленной вперед рукой
Maттэ — команда "поворот на 180°"
Меркури — медленно
Миги Ни — вправо, направо
Миги — правый; правосторонний
Моро Но Аши — боевая стойка, в которой ступни расположены параллельно на ширине
бедер, но одна нога выдвинута вперед
Нагаши — смахивать, отводить в сторону
Нанаме — диагонально
Окури Аши — приставной шаг
Омоте — вперед
Осоку — медленно
Отошими — уход вниз; сгибание коленей; приседание
Сабаки — уклоняться; уходить уклоном, поворотом корпуса
Сакаотоши — падение головой вперед
Санчин Хоко — серповидный шаг
Саши Аши — скрещенный шаг
Сокумен — бок; сторона; в сторону
Соноба Мавари
Аши — изменение направления без перемещения ступней
Сото — внешний; направление снаружи-внутрь
Суихей — горизонтально
Суихейни Хару — раздвинуть горизонтально
Сукуи — черпающее движение рукой
Сурикоми — последовательное перемещение стоп при передвижении
Тате — вертикальный
Татеру — поднять, подниматься вверх
Теншин — перемещение
Тикара — сила, мощь
Тоби Ми — подпрыгивание
Тоби — прыжок, прыгать; лететь
Тобиконде — двойной шаг, полупрыжок
Тсуёку — мощно, сильно
Тсуриаши — выпад вперед, скользящий шаг
Тсурикоми Аши — последовательное переставление ног при перемещении
Тэ Ваза — техника работы руками
Тэнкан Аши — разворот по большой дуге, длинный разворот
Укеми — падение
Укеру — блокировать
Ура Гаеши — перевернуть, повернуть (ся)
Ура — обратный; в противоположном направлении
Уширо Аши — нога, стоящая сзади
Уширо — задний; назад; задняя часть
Уширо Ни — назад
Фумиаши — длинный шаг
Фумикоми Аши — "топающий" шаг; шаг с твердой постановкой ноги
Фусе Ми — падение вперед
Харай (Барай) — отводить в сторону, сметать, смахивать
Харатэ — команда повернуться кругом
Хасами — "ножницы", два противоположно направленных одновременных
движения
Хаяку — быстро
Хаяса — скорость
Хейко — параллельный/параллельно
Хидари — левый; левосторонний; левая сторона
Хидари Ни — влево
Хинери — разворот бедер
Хинери Хан Ми — поворот корпуса
Хира — плоскость
Хираки Ми — поворот с отшагом
Хо — Шаг
Хоко — перемещения
Хоко Тэнкан — изменение направления движения
Чикуден — быстрота, скорость
Чу — средний
Шуто Бар Аи
(Шуто Каке Уке) — отводящее, смахивающее движение внешним ребром
открытой ладони
Эмбусен
(Энбусен) — траектория боевых перемещений; траектория
перемещений
Техника работы рук
Гамменшуто Учи — удар внешним ребром ладони (ШУТО) снаружи-внутрь по широкой
траектории
Иппон Нукитэ — рука-копье вертикально расположенный сжатый кулак с одним
выпрямленным указательным пальцем
Йоко Эмпи Учи — удар локтем в сторону
Йокомен Уракен
Учи — Уракен, наносимый изнутри-наружу по широкой
амплитуде
Йокомен Шуто Учи
Удар Шуто Учи — изнутри-наружу по широкой амплитуде
Какуто Учи — удар внешней частью согнутого вниз запястья. Осуществляется, как
правило, снизу вверх или изнутри-наружу
Кати Зуки — боковой горизонтальный удар рукой, применяемый в ближнем бою
Кейто Учи — удар внешней стороной кисти со стороны большого пальца.
Кентсуи Учи — удар основанием кулака со стороны мизинца.
Кизами Зуки — удар вперед передней рукой с вращением бедер и поворотом корпуса в
направлении удара.
Кокен Учи — удар внешней стороной выгнутого запястья.
Кум Аде Учи — непрямой удар кулаком "Медвежья лапа".
Кумаде Тсуки — прямой удар кулаком "Медвежья лапа".
Маваши Учи
Уракен — с широкой амплитудой и вращением бедер.
Мае Эмпи Учи
(Мае Хиджиатэ) — горизонтальный удар вперед локтем по дуге
снаружи - внутрь. Кулак в конечной фазе находится у груди пальцами вниз.
Моротэ Зуки — удар двумя руками одновременно.
Нагаши Зуки — удар передней рукой с одновременным отшагиванием назад-в-сторону
задней ногой, уходя таким образом с траектории атаки соперника; перекрестный
удар.
Нукитэ — рука-копье (удар осуществляется торцами выпрямленных и сложенных
вместе четырех пальцев).
Ойзуки (Ой
Тсукй) — прямой удар рукой вперед с шагом вперед
одноименной ногой (правая рука правая нога).
Отоши Эмпи Учи
(Отоши Эмпи Ate, Отоши Хиджи Ate) — удар локтем
сверху вниз по вертикальной траектории.
Рикен Учи
(Уракен Учи) — непрямой удар внешней частью кулака.
Сейриуто Учи — непрямой удар внешним углом ладони со стороны мизинца при максимально
отогнутом вверх запястье.
Сокумен Тсуки — прямой удар рукой в сторону.
Тате Зуки — прямой удар с вертикально расположенным кулаком.
Тате Эмпи Учи
(Тате Хиджи Ate) — удар локтем сверху вниз по вертикальной
траектории.
Тейшо Зуки — прямой удар открытой ладонью.
Тейшо Учи (Шотей
Учи) — удар основанием ладони, отогнутой в запястье
максимально вверх.
Тобиконде Ой
Зуки (Тобизуки) — прямой удар рукой с подскоком вперед одноименной
ногой с целью быстрого сближения с противником.
Тсуки — прямой удар рукой.
Тсукй Аге — прямой удар рукой по восходящей траектории.
Тэтсуи Учи
(Кентсуи Учи) — удар "кулаком-молотом". Наносится
основанием кулака со стороны мизинца. Диапазон действия максимально возможный.
Ура Тэтсуи Учи — удар "молотом", наносимый торцом сжатого кулака со стороны
большого пальца.
Уракен Учи — удар тыльной стороной сжатого кулака.
Уракен Шомен Учи — быстрый удар с короткой дистанции внешней стороной кулака по почти
прямой
вертикальной траектории. Как правило, наносится на уровне ДЖО ДАН.
вертикальной траектории. Как правило, наносится на уровне ДЖО ДАН.
Уширо Эмпи Учи
(Уширо Хиджи Атэ) — удар локтем назад.
Фуриучи — удар сбоку косточками сжатого кулака по широкой амплитуде
снаружи-внутрь.
Хайто Учи — непрямой удар ребром открытой ладони со стороны большого пальца.
Хайшу Учи — непрямой удар тыльной стороной ладони. Наносится таким же образом,
как УРАКЕН УЧИ.
Хасами Зуки — два горизонтальных одновременно наносимых удара руками с двух сторон
снаружи-внутрь.
Хасами Учи — удар одновременно двумя руками снизу-вверх (типа боксерского
апперкота).
Хейкен Учи — непрямой удар внутренней частью кулака с пальцами, прижатыми к
ладони.
Хейко Зуки — прямые удары одновременно двумя руками параллельно на одном
горизонтальном уровне. Корпус вертикально.
Хиджи Ate (Мае Эмпи
Учи, Мае Хиджи Ate) — удар локтем вперед по горизонтальной дуге
снаружи-внутрь.
Хиджи Аге Учи — удар локтем снизу-вверх по вертикальной траектории.
Хиза Гери — удар коленом.
Хиракен Зуки — прямой удар "плоским" кулаком.
Шита Эмпи (Отоши
Эмпи, Отоши Эмпи Учи, Отоши Эмпи Ate) — вертикальный
удар локтем сверху-вниз.
Шихон Нукитэ — рука-копье. Удар наносится торцами 4 прямых и прижатых друг к другу
пальцев
Шомен Уракен Учи — удар УРАКЕН, наносимый перед собой.
Шуто Сакотсу
Учикоми — удар внешним ребром ладони вперед по прямой
траектории горизонтально (как ТСУКИ). Кисть с открытой ладонью расположена
вертикально.
Шуто Учи — непрямой удар внешним ребром ладони.
Эмпи Учи — удар локтем.
Техника работы ног
Аори Гери — удар-толчок подошвой ноги по восходящей траектории.
Аши Барай — подсечка стопой.
Ашибо Каке Уке — удар, останавливающий блок большой берцовой костью круговым движением
снаружи-внутрь.
Аши Но Юби (Аши
Нуките) — удар концами пальцев ног
Аши Фумикоми — раздавливающий удар пяткой сверху-вниз.
Аши Ate — удар ногой, стопой.
Гедан Гери — удар ногой ниже пояса.
Гедан Сенпю
Барай — подсечка сзади под колено.
Де Аши Барай — подсечка по малой дуге под углом 90° к линии атаки снаружи внутрь.
Йоко Гери Кеаге — удар в сторону внешним ребром стопы по восходящей прямолинейной
траектории (может исполняться также вперед с поворотом корпуса на опорной
ноге).
Йоко Гери Кекоми — останавливающий удар внешним ребром стопы по прямолинейной траектории
в сторону или вперед с поворотом корпуса на опорной ноге.
Йоко Тоби Гери — удар ЙОКО ГЕРИ в прыжке.
Кайтен Гери — подсечка "хвост дракона". Проводится тыльной стороной
голени в процессе вращения на 180° на одной ноге вприсядку.
Кансетсу Гери — удар внешним ребром стопы в коленный сустав сбоку (ЙОКО ГЕРИ,
ФУМИКОМИ ГЕРИ) или сзади.
Ко Маваши Гери — короткий удар МАВ АШИ ГЕРИ.
Ко Сото Гери — подсечка по малой дуге снаружи-внутрь.
Ко Учи Гери — подсечка по малой дуге изнутри-наружу.
Кубимаваши Гери — боковой горизонтальный или восходящий удар по дуге снаружи-внутрь
подъемом стопы.
Маваши Гери — удар ногой по горизонтальной или восходящей дуге снаружи-внутрь.
Маваши Тоби Гери — удар МАВАШИ ГЕРИ в прыжке.
Мае Аши Гери
(Кизами гери) — удар передней ногой.
Мае Гери Кеаге — прямой удар ногой вперед по восходящей вертикальной траектории.
Мае Гери Кекоми — прямой останавливающий удар ногой вперед (как правило, на уровне
ЧУДАН).
Мае Какато Гери — удар МАЕ ГЕРИ пяткой.
Мае Сокуто Гери — удар МАЕ ГЕРИ внешним ребром стопы.
Мае Тоби Гери — удар МАЕ ГЕРИ в прыжке.
Миказуки Гери — удар подошвой стопы по короткой горизонтальной или восходящей дуге
снаружи-внутрь.
Окури Аши Барай — подсечка ноги противника изнутри-наружу.
О Маваши Гери — удар МАВАШИ ГЕРИ по максимальной дуге.
О Сото Гери — подсечка по большой дуге снаружи внутрь.
Отоши Гери — удар ногой сверху вниз.
О Учи Гари — подсечка по большой дуге изнутри наружу.
Сосоку Гери — двойной удар одной ногой вперед и в сторону.
Суриконде Мае
Гери — атака МАЕ ГЕРИ передней ногой после быстрого
зашагивания задней ногой впереди передней.
Тоби Гери — удар ногой в прыжке.
Тсумазакй (Аши
Нукитэ. Аши Но Юби) — удар, наносимый кончиками пальцев ноги.
Ура Маваши Гери — удары ногой по короткой дуге изнутри-наружу. Наносятся торцом стопы,
со стороны пятки.
Ура Миказуки
Гери — удары ноги по короткой дуге изнутри-наружу.
Наносятся внешней частью подъема стопы.
Уширо Аши Гери — удар ногой, стоящей сзади.
Уширо Гери — удар ногой назад.
Уширо Гери Кеаге — удар ногой назад снизу-вверх по вертикальной дуге пяткой. Удар
применяется на ближней дистанции и только на уровне ГЕДАН (в пах).
Уширо Гери
Кекоми — прямой удар ногой назад. Наносится пяткой с
наклоном корпуса вперед. Удар останавливающий.
Уширо Каке Гери — удар пяткой задней ноги вперед (снизу-вперед-вверх). Обычно наносится
в пах.
Уширо Касуми
Гери — удар пяткой передней ноги по диагональной
траектории снизу-вверх-снаружи-внутрь
Уширо Маваши
Гери (Ура Маваши, Маваши УчИ) — удар пяткой
назад по горизонтальной или восходящей дуге снаружи-внутрь.
Фумикири — удар в коленный сустав противника сзади внешним ребром стопы для
выведения противника из равновесия.
Фумикоми — раздавливающий удар пяткой сверху-вниз (по стопе противника).
Части тела
Аго — челюсть, подбородок
Атама — голова
Аши Но Ура — внутреннее ребро стопы
Аши — нога, стопа
Аши Ура — подошва стопы
Ашибо — голень
Ашикоши — ноги
Ашикуби — подъем стопы
Ван (Ванто,
Котэ) — предплечье
Васидэ — ударная поверхность "Клюв орла", образуемая концами пальцев
Гаи Ван — внешняя сторона предплечья со стороны мизинца
Гедан — часть тела, расположенная ниже пояса; нижний уровень
Гоши (Коши) — бедра
Гьякукен — кулак с пальцами, расположенными вверх
Дзёдан (Джодан) — верхний уровень (голова и шея)
Дзиндзо — область печени
Дзинтю — точка между основанием носа и верхней губой
Дзэнтобу — темя
Зенван — предплечье
Иппон Кен — сжатый кулак с выступающей фалангой согнутого указательного пальца
Кайшу — открытая ладонь (общий термин)
Какато — пятка
Какоцу — щиколотка
Какуто (Кокен) — внешняя сторона запястья
Кандзо — область почек
Кансетсу — сустав, сочленение
Като — плечо
Кейто — часть внешней стороны кисти со стороны большого пальца
Кентсуи — торец кулака со стороны мизинца
Кери (Гери) — нога
Кин — область паха
Кинтеки — нижняя часть живота
Кобучи (Сейкен,
Кен, Хонкен, Шокен) — кулак
Кокен — запястье
Коко — Пасть тигра положение ладони со сложенными вместе четырьмя
выпрямленными пальцами и максимально отведенным в сторону большим пальцем. Удар
наносится дугообразным местом между большим пальцем и указательным пальцем в
горло или подмышку
Комеками — висок
Коси (Госи) — бедра; поясница; талия
Коте — место предплечья у запястья; боевые перчатки; накладки на кисти рук
Кото — гортань
Коши
(Джосокутей, Чусоку) — выпуклость под большим пальцем стопы, являющаяся
ударным местом; "клык тигра"
Коюби — мизинец
Кумаде — кулак "Медвежья лапа" ладонь с плотно прижатыми и согнутыми
во второй фаланге пальцами
Маетэ — передняя рука
Марукибису
(Какато) — пятка
Мимми — ухо
Мунэ — грудь
Мэ — глаз
Най Ван (Омотэ
Коте) — внутренняя сторона предплечья со стороны
большого пальца
Накадака Кен
(Накадака Иппон Кен, Накаюби Иппон Кен) — кулак с
выступающей фалангой среднего пальца
Нихонкен — кулак с выступающими двумя фалангами указательного и среднего пальцев
Но До — горло
Одзадзюби — большой палец руки
Ойяюби Иппон Кен — кулак с выступающей фалангой большого согнутого пальца, которой
наносится удар
Ремо — висок
Рикен (Уракен) — внешняя сторона кулака
Рюто Кен — кулак "голова дракона", когда удар наносится торцами вторых
фаланг согнутых и прижатых друг к другу пальцев. Пястные фаланги расположены по
отношению к ладони под углом 45°. Большой палец или накладывается сверху, или
сгибается и прижимается к ладони
Сейке Сенака — спина
Сейриуто — внешний угол ладони со стороны мизинца
Сокуто — внешнее ребро стопы
Суйгетсу — солнечное сплетение
Тай (Таи) — тело, корпус
Тейсоку — внутренняя часть подошвы со стороны большого пальца
Тейшо (Шотей) — основание ладони
Тэ — рука
Тэкуби — запястье
Тэнохара — ладонь
Тэтсуи — основание кулака со стороны мизинца, "кулак-молот"
Уде — предплечье (часть руки от локтя до запястья)
Ура Котэ — внутренняя часть предплечья у запястья
Ура Сокуто — внутреннее ребро стопы
Ура Тэтсуи — торцевая часть сжатого кулака со стороны большого пальца
Уракен (Рикен) — внешняя, тыльная часть кулака
Фукукосо — солнечное сплетение
Фукурахаги — икры ног
Футокоро — грудь
Хаи Ван (Хира
Котэ) — внешняя поверхность предплечья, продолжение
запястья
Хайто (Ура Шуто) — ребро ладони со стороны большого пальца
Хайшу — тыльная сторона ладони
Хара — мышечный корсет области живота
Хара-Танден — область живота
Хиджи (Эмпи) — локоть
Хиза
(Хизагашира, Хитсуи, Шитсуи) — колено
Хизо — область ребер
Хира Коте (Хай
Ван) — внешняя поверхность предплечья, продолжение
запястья
Хиракен — плоский кулак ударная поверхность, образуемая вторыми фалангами
четырех сложенных вместе и прижатых к ладони пальцев
Хиратэ — открытая ладонь
Хитай — лоб
Хитосасиюби
Иппон Кен (Иппон Кен) — кулак с выступающей фалангой согнутого
указательного пальца
Хитосасиюби — указательный палец
Хитсуи
(Хизагашира, Шитсуи) — колено
Хон Кен (Сейкен,
Шокен, Кобучи) — кулак
Шо — ладонь
Шокен (Сейкен,
Хонкен, Кобучи) — кулак
Шотей (Тейшо) — основание ладони
Шу Ван (Ура
Коте) — внутренняя поверхность предплечья, продолжение
ладони
Шубо — предплечье
Шуто — внешнее ребро ладони со стороны мизинца
Шутсуи (Тетсуи,
Кентон) — основание сжатого кулака со стороны мизинца
Щитсуи
(Хизагашира, Хиза, Хитсуи) — колено
Эмпи(Хиджи) — локоть
Эншо(Какато) — пятка
Юби — пальцы
Стойки
Хейсоку дачи — Стойка ожидания, ступни вместе
Мусуби дачи — Стойка внимания, пятки вместе, носки врозь
Хейко дачи — Стойка готовности, ноги на ширине плеч, стопы параллельно
Миги хейко дачи — Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, правая нога стоит чуть
впереди
Хачижи дачи — Естественная стойка, ноги на ширине плеч, стопы развернуты наружу
Учи Хачижи дачи — Защитная стойка, ноги на ширине плеч чуть согнуты, колени и стопы
развернуты внутрь
Шико дачи — Стойка сумоиста, ступни широко расставлены (1,5 ширины плеч), колени
согнуты, ступни и колени разведены наружу
Киба дачи — Стойка всадника, ступни шире плеч, центр тяжести низко опущен, стопы
разведены наружу
Санчин дачи — Оборонительная силовая стойка
Дзенкутсу дачи — Передняя длинная стойка, 70% веса тела на передней ноги, пятка задней
ноги не касается пола
Хан дзенкутсу
дачи — Аналог стойки дзенкутсу дачи, полвина ее длины
Фудо дачи — Боевая стойка наступательная, корпус развернут к противнику под углом
45 градусов
Кокутсу дачи — Задняя оборонительная стойка стойка, центр тяжести расположен ближе к
дальней ноге
Неко Аши дачи — "Кошачья стойка", центр тяжести на задней ноге, передняя
нога опирается на подушечи пальцев
Реноджи дачи — The letter
"Re" stance (or "L" stance)
Сесан дачи — Боковая стойка с широко расставленными ногами
Сагиаши дачи — Стойка цапли (на одной ноге)
Бенсоку дачи — Боковая стойка со скрещенными ногами,используется на короткие периоды
для боковых перемещений или подготовки боковых ударов ногами
Найханчи дачи — Киба-дачи с пятками развернутыми наружу и ступнями завернутыми внутрь
Даны
Всем обладателям
черного пояса, начиная с 1-го дана дано право использовать звание Сэнсэй.
Обладатели черного пояса, начиная с 4-го дана имеют право использовать почетное
звание Шихан. Кроме того, все обладатели черного пояса, начиная с 1-го дана
могут носить традиционные японские хакамы.
Первый дан — Шодан
Второй дан — Нидан
Третий дан — Сандан
Четвертый дан — Йондан
Команды
1. Шомэн-ни-рэй — приветствие Создателю.
2. Сэнсэй-ни-рэй — приветствие учителю.
3. Отогаи-ни-рэй — всем присутствующим в зале.
4. Сэйдза — сесть в ритуальную позицию.
5. Татэ (Киритсу) — встать.
6. Мокусо — закрыть глаза, начать медитацию.
7. Мокусо-ямэ — открыть глаза, закончить медитацию.
8. Хаджимэ — начать.
9. Ямэ — закончить.
10. Йой — приготовиться.
11. Хидари - лево.
12. Миги - право.
13. Йой-дачи — позиция готовности.
14. Камае-тэ — принять боевую позицию.
15. Сорэматэ — разойтись.
16. Мото-но-ичи — вернуться на свои места.
17. Ясумэ — отдыхать.
18. Каитэ — смена стойки, без поворота.
19. Маватэ — поворот в стойке на 180 градусов.
20. Шиай — соревнования.
21. Кумитэ — поединок.
22. Джуи-кумитэ — свободный бой.
23. Кихон — базовая техника.
24. Атэми — удар в жизненно важный орган.
25. Ака — спортсмен с цветным поясом на соревнованиях.
26. Сиро — спортсмен с белым поясом на соревнованиях.
27. Ката — комплекс формальных упражнений.
28. Укеми — страховка, кувырки.
29. Тамесивари — разбивание предметов (досок, кирпичей, черепицы и др.)
30. Кимэ — момент концентрации всего тела.
31. Хикитэ — возврат руки.
32. Хирикаши — возврат ноги.
33. Татами — ковёр или циновка, на которых практикуют боевые искусства.
34. Хара — нижняя часть живота, вместилище силы и энергии человека.
35. Сатори (яп), самадхи (инд) — состояние просветления, момент постижения
истины.
36. Ай — принцип гармонизации и целостности.
37. Ки — вездесущая энергия, источник всего живого.
38. Дзю — принцип гибкости и приспособления.
39. Тайкиоку — японское название китайского символа целостности и равновесия
«Тайдзи».
40. Ки-ай — момент высвобождение ментальной и физической энергии.
41. Тан-ден (дань-тянь кит.) — энергетический центр организма, расположенный
на 2 см
ниже пупка.
42. Макивара — снаряд для отработки силы и точности удара.
43. Сутинавара — мешок с песком.
44. Тори — атакующий.
45. Уке — обороняющийся.
При входе в Додзё и выходе из него необходимо:
остановиться, развернуться в сторону зала, поставить ноги вместе, руки вдоль
туловища, совершить поклон стоя, одновременно произнести «Рэй». В России мы не
вкладываем в поклон религиозного смысла и это лишь дань уважения и форма
дружелюбного приветствия. Практика каратэ направлена на обретение внутренней
чистоты и свободы, вне зависимости от религиозных убеждений. С поклона Вы
начинаете свою практику совершенствования. Занятие начинается с расположения
учеников стоя лицом к сэнсею по воображаемой ровной линии. Тот кто стоит справа
от Вас – стоит правильно. Вам необходимо откорректировать своё положение в пространстве:
равняться на правый фланг, установить равную дистанцию от партнёров справа и
слева от Вас. Аттестованные студенты, имеющие больший опыт в практике
располагаются правее, начинающие ученики – левее. Появление сенсея на татами
старший ученик школы приветствует взаимным поклоном: лицом к лицу. После чего
сенсей располагается в центре додзё в позиции сейдза (сидя на коленях), лицом к
стоящим в ряду ученикам. Сенсей дает команду «сей-дза-дзен» (занять ритуальную
позицию на коленях), садится в сейдза сам. Далее произносит команду
«мокусо»(медитация), ученики закрывают глаза, медитируют, настраиваясь на
тренировку. Во время команды “Мокусо” – ученики должны закрыть глаза и
успокоить дыхание; сфокусировать концентрацию на потоке воздуха в и из легких,
чувствовать себя так, как будто вдыхают воздух глубоко в живот. Отключить все
посторонние мысли, и подготовить себя к будущей тренировке. Продолжать
сознательно следить за дыханием, по мере того как поток воздуха проходит в и из
легких. Ученики должны делать это на протяжении всего периода медитации. После
команды “Мокусо Яме” - Все ученики в зале открывают глаза. Если в зале висит
портрет основателя школы сенсей и все ученики поворачиваются к нему лицом,
сенсей дает команду «Киохани-рэй» (поклон основателю школы), сенсей и студенты
выполняют ритуальный поклон, произносят «Рэй». Затем сенсей и ученики
разворачиваются лицом друг к другу. Старший ученик громко произносит
«Сенсей-ни-рэй»(приветствие инструктору школы), все остальные ученики делают
вместе с ним ритуальный поклон, громко произносят «Рэй». Следом сенсей дает
команды семпай-ни-рэй (поклон старшим ученикам), отогай-ни-рэй (поклон всем
присутствующим), додзе-ни-рэй (поклон залу), ученики опять же произносят «Рэй»
во время каждого поклона. В завершении сенсей произносит «Серин-гасе», ученики
и сенсей одновременно хлопают в ладоши. Дается команда «Тате» (всать) и
начинается тренировочное занятие. В конце занятия ученики располагаются так же
как в начале. Выполняются тот же ритуал, аналогичный начале тренировки. Важно
соблюдать пунктуальность и не опаздывать на тренировки. Сенсей в начале
тренировки настраивает на предстоящую работу, объявляет цель и задачи урока. В
случае Вашего опоздания рекомендуется ожидать разрешения сенсея присоединиться
к группе стоя на краю татами. Запрещено входить и покидать додзё без разрешения
сенсея.
Комментарии
Отправить комментарий