Словарь Терминов


             Положения и состояния

Аге — вверх, восходящий, верхний, подниматься
Ансоку — перемещение
Антей — равновесие, стабильность
Аюми Аши — скользящий шаг с поочередной сменой ног
Барай (Харай) — смахивать, сметать, отводить в сторону
Бошони — на месте
Ваки — сторона, бок, профиль
Гаеши (Каеши) — возвратное движение, возврат
Гёси — ритм
Го — сила, твердость, жесткость; пять (число)
Гоши Но Кайтен — вращение бедрами
Гурума — переворот
Гьяку Аши — противоположная нога
Гьяку — противоположный
Дачи (Тачи) — положение стоп, исходная стойка, позиция
Джун — прямой, прямолинейный
Джушин — центр тяжести
Дзю Дзюн — прямолинейный, прямой. мягкость, податливость; десять; голень
Зен — вперед
Йоко — боковой; в сторону, сторона; горизонтально
Йоко Идо — шаг в сторону
Йоко Фури Ми — уклон корпусом в сторону
Йоми — восприимчивость
Йори Аши — скользящий шаг
Каваши — уклон, уход корпусом
Каете — разворот на 180°; команда повернуться на 180°
Какури — плавно
Камизуками — вращательное движение кистью с целью освобождения от захвата
Кеаге — восходящий, поднимающийся
Киаши — шаг вперед задней ногой из стойки ЗЕНКУТСУ ДАЧИ по прямой линии (а не по дуге)
Кири — быстрый, резкий, режущий
Ко — короткий, маленький
Коза Сусуми — скрестный шаг
Кокутсу Дачи — боевая защитная стойка с весом тела на задней ноге до 80%, ступни перпендикулярны друг
другу
Коми — внутрь, внутри
Коса Аши — шаг скрещиванием ног
Коса Дачи — стойка со скрещенными ногами
Кудзуси — заваливание, отклонение
Мавариаши — поворотный шаг
Маварими — поворот со скрещиванием ног
Маватэ (Маварэ) — команда "повернуться на 180°"; поворот; смена позиции на противоположную
Маваши — круговой; по дуге
Мае Аши — передняя нога (в исходной позиции)
Мае — впереди; вперед; прямо перед собой; фронтальный
Мае Ката Ми — наклон корпуса вперед
Мае Сори Ми — отклонение корпусом назад
Маетэ Камае — боевая стойка с выставленной вперед рукой
Maттэ — команда "поворот на 180°"
Меркури — медленно
Миги Ни — вправо, направо
Миги — правый; правосторонний
Моро Но Аши — боевая стойка, в которой ступни расположены параллельно на ширине бедер, но одна нога выдвинута вперед
Нагаши — смахивать, отводить в сторону
Нанаме — диагонально
Окури Аши — приставной шаг
Омоте — вперед
Осоку — медленно
Отошими — уход вниз; сгибание коленей; приседание
Сабаки — уклоняться; уходить уклоном, поворотом корпуса
Сакаотоши — падение головой вперед
Санчин Хоко — серповидный шаг
Саши Аши — скрещенный шаг
Сокумен — бок; сторона; в сторону
Соноба Мавари Аши — изменение направления без перемещения ступней
Сото — внешний; направление снаружи-внутрь
Суихей — горизонтально
Суихейни Хару — раздвинуть горизонтально
Сукуи — черпающее движение рукой
Сурикоми — последовательное перемещение стоп при передвижении
Тате — вертикальный
Татеру — поднять, подниматься вверх
Теншин — перемещение
Тикара — сила, мощь
Тоби Ми — подпрыгивание
Тоби — прыжок, прыгать; лететь
Тобиконде — двойной шаг, полупрыжок
Тсуёку — мощно, сильно
Тсуриаши — выпад вперед, скользящий шаг
Тсурикоми Аши — последовательное переставление ног при перемещении
Тэ Ваза — техника работы руками
Тэнкан Аши — разворот по большой дуге, длинный разворот
Укеми — падение
Укеру — блокировать
Ура Гаеши — перевернуть, повернуть (ся)
Ура — обратный; в противоположном направлении
Уширо Аши — нога, стоящая сзади
Уширо — задний; назад; задняя часть
Уширо Ни — назад
Фумиаши — длинный шаг
Фумикоми Аши — "топающий" шаг; шаг с твердой постановкой ноги
Фусе Ми — падение вперед
Харай (Барай) — отводить в сторону, сметать, смахивать
Харатэ — команда повернуться кругом
Хасами — "ножницы", два противоположно направленных одновременных движения
Хаяку — быстро
Хаяса — скорость
Хейко — параллельный/параллельно
Хидари — левый; левосторонний; левая сторона
Хидари Ни — влево
Хинери — разворот бедер
Хинери Хан Ми — поворот корпуса
Хира — плоскость
Хираки Ми — поворот с отшагом
Хо — Шаг
Хоко — перемещения
Хоко Тэнкан — изменение направления движения
Чикуден — быстрота, скорость
Чу — средний
Шуто Бар Аи (Шуто Каке Уке) — отводящее, смахивающее движение внешним ребром открытой ладони
Эмбусен (Энбусен) — траектория боевых перемещений; траектория перемещений

Техника работы рук

Гамменшуто Учи — удар внешним ребром ладони (ШУТО) снаружи-внутрь по широкой траектории
Иппон Нукитэ — рука-копье вертикально расположенный сжатый кулак с одним выпрямленным указательным пальцем
Йоко Эмпи Учи — удар локтем в сторону
Йокомен Уракен Учи — Уракен, наносимый изнутри-наружу по широкой амплитуде
Йокомен Шуто Учи Удар Шуто Учи — изнутри-наружу по широкой амплитуде
Какуто Учи — удар внешней частью согнутого вниз запястья. Осуществляется, как правило, снизу вверх или изнутри-наружу
Кати Зуки — боковой горизонтальный удар рукой, применяемый в ближнем бою
Кейто Учи — удар внешней стороной кисти со стороны большого пальца.
Кентсуи Учи — удар основанием кулака со стороны мизинца.
Кизами Зуки — удар вперед передней рукой с вращением бедер и поворотом корпуса в направлении удара.
Кокен Учи — удар внешней стороной выгнутого запястья.
Кум Аде Учи — непрямой удар кулаком "Медвежья лапа".
Кумаде Тсуки — прямой удар кулаком "Медвежья лапа".
Маваши Учи Уракен — с широкой амплитудой и вращением бедер.
Мае Эмпи Учи (Мае Хиджиатэ) — горизонтальный удар вперед локтем по дуге снаружи - внутрь. Кулак в конечной фазе находится у груди пальцами вниз.
Моротэ Зуки — удар двумя руками одновременно.
Нагаши Зуки — удар передней рукой с одновременным отшагиванием назад-в-сторону задней ногой, уходя таким образом с траектории атаки соперника; перекрестный удар.
Нукитэ — рука-копье (удар осуществляется торцами выпрямленных и сложенных вместе четырех пальцев).
Ойзуки (Ой Тсукй) — прямой удар рукой вперед с шагом вперед одноименной ногой (правая рука правая нога).
Отоши Эмпи Учи (Отоши Эмпи Ate, Отоши Хиджи Ate) — удар локтем сверху вниз по вертикальной траектории.
Рикен Учи (Уракен Учи) — непрямой удар внешней частью кулака.
Сейриуто Учи — непрямой удар внешним углом ладони со стороны мизинца при максимально отогнутом вверх запястье.
Сокумен Тсуки — прямой удар рукой в сторону.
Тате Зуки — прямой удар с вертикально расположенным кулаком.
Тате Эмпи Учи (Тате Хиджи Ate) — удар локтем сверху вниз по вертикальной траектории.
Тейшо Зуки — прямой удар открытой ладонью.
Тейшо Учи (Шотей Учи) — удар основанием ладони, отогнутой в запястье максимально вверх.
Тобиконде Ой Зуки (Тобизуки) — прямой удар рукой с подскоком вперед одноименной ногой с целью быстрого сближения с противником.
Тсуки — прямой удар рукой.
Тсукй Аге — прямой удар рукой по восходящей траектории.
Тэтсуи Учи (Кентсуи Учи) — удар "кулаком-молотом". Наносится основанием кулака со стороны мизинца. Диапазон действия максимально возможный.
Ура Тэтсуи Учи — удар "молотом", наносимый торцом сжатого кулака со стороны большого пальца.
Уракен Учи — удар тыльной стороной сжатого кулака.
Уракен Шомен Учи — быстрый удар с короткой дистанции внешней стороной кулака по почти прямой
вертикальной траектории. Как правило, наносится на уровне ДЖО ДАН.
Уширо Эмпи Учи (Уширо Хиджи Атэ) — удар локтем назад.
Фуриучи — удар сбоку косточками сжатого кулака по широкой амплитуде снаружи-внутрь.
Хайто Учи — непрямой удар ребром открытой ладони со стороны большого пальца.
Хайшу Учи — непрямой удар тыльной стороной ладони. Наносится таким же образом, как УРАКЕН УЧИ.
Хасами Зуки — два горизонтальных одновременно наносимых удара руками с двух сторон снаружи-внутрь.
Хасами Учи — удар одновременно двумя руками снизу-вверх (типа боксерского апперкота).
Хейкен Учи — непрямой удар внутренней частью кулака с пальцами, прижатыми к ладони.
Хейко Зуки — прямые удары одновременно двумя руками параллельно на одном горизонтальном уровне. Корпус вертикально.
Хиджи Ate (Мае Эмпи Учи, Мае Хиджи Ate) — удар локтем вперед по горизонтальной дуге снаружи-внутрь.
Хиджи Аге Учи — удар локтем снизу-вверх по вертикальной траектории.
Хиза Гери — удар коленом.
Хиракен Зуки — прямой удар "плоским" кулаком.
Шита Эмпи (Отоши Эмпи, Отоши Эмпи Учи, Отоши Эмпи Ate) — вертикальный удар локтем сверху-вниз.
Шихон Нукитэ — рука-копье. Удар наносится торцами 4 прямых и прижатых друг к другу пальцев
Шомен Уракен Учи — удар УРАКЕН, наносимый перед собой.
Шуто Сакотсу Учикоми — удар внешним ребром ладони вперед по прямой траектории горизонтально (как ТСУКИ). Кисть с открытой ладонью расположена вертикально.
Шуто Учи — непрямой удар внешним ребром ладони.
Эмпи Учи — удар локтем.

Техника работы ног

Аори Гери — удар-толчок подошвой ноги по восходящей траектории.
Аши Барай — подсечка стопой.
Ашибо Каке Уке — удар, останавливающий блок большой берцовой костью круговым движением снаружи-внутрь.
Аши Но Юби (Аши Нуките) — удар концами пальцев ног
Аши Фумикоми — раздавливающий удар пяткой сверху-вниз.
Аши Ate — удар ногой, стопой.
Гедан Гери — удар ногой ниже пояса.
Гедан Сенпю Барай — подсечка сзади под колено.
Де Аши Барай — подсечка по малой дуге под углом 90° к линии атаки снаружи внутрь.
Йоко Гери Кеаге — удар в сторону внешним ребром стопы по восходящей прямолинейной траектории (может исполняться также вперед с поворотом корпуса на опорной ноге).
Йоко Гери Кекоми — останавливающий удар внешним ребром стопы по прямолинейной траектории в сторону или вперед с поворотом корпуса на опорной ноге.
Йоко Тоби Гери — удар ЙОКО ГЕРИ в прыжке.
Кайтен Гери — подсечка "хвост дракона". Проводится тыльной стороной голени в процессе вращения на 180° на одной ноге вприсядку.
Кансетсу Гери — удар внешним ребром стопы в коленный сустав сбоку (ЙОКО ГЕРИ, ФУМИКОМИ ГЕРИ) или сзади.
Ко Маваши Гери — короткий удар МАВ АШИ ГЕРИ.
Ко Сото Гери — подсечка по малой дуге снаружи-внутрь.
Ко Учи Гери — подсечка по малой дуге изнутри-наружу.
Кубимаваши Гери — боковой горизонтальный или восходящий удар по дуге снаружи-внутрь подъемом стопы.
Маваши Гери — удар ногой по горизонтальной или восходящей дуге снаружи-внутрь.
Маваши Тоби Гери — удар МАВАШИ ГЕРИ в прыжке.
Мае Аши Гери (Кизами гери) — удар передней ногой.
Мае Гери Кеаге — прямой удар ногой вперед по восходящей вертикальной траектории.
Мае Гери Кекоми — прямой останавливающий удар ногой вперед (как правило, на уровне ЧУДАН).
Мае Какато Гери — удар МАЕ ГЕРИ пяткой.
Мае Сокуто Гери — удар МАЕ ГЕРИ внешним ребром стопы.
Мае Тоби Гери — удар МАЕ ГЕРИ в прыжке.
Миказуки Гери — удар подошвой стопы по короткой горизонтальной или восходящей дуге снаружи-внутрь.
Окури Аши Барай — подсечка ноги противника изнутри-наружу.
О Маваши Гери — удар МАВАШИ ГЕРИ по максимальной дуге.
О Сото Гери — подсечка по большой дуге снаружи внутрь.
Отоши Гери — удар ногой сверху вниз.
О Учи Гари — подсечка по большой дуге изнутри наружу.
Сосоку Гери — двойной удар одной ногой вперед и в сторону.
Суриконде Мае Гери — атака МАЕ ГЕРИ передней ногой после быстрого зашагивания задней ногой впереди передней.
Тоби Гери — удар ногой в прыжке.
Тсумазакй (Аши Нукитэ. Аши Но Юби) — удар, наносимый кончиками пальцев ноги.
Ура Маваши Гери — удары ногой по короткой дуге изнутри-наружу. Наносятся торцом стопы, со стороны пятки.
Ура Миказуки Гери — удары ноги по короткой дуге изнутри-наружу. Наносятся внешней частью подъема стопы.
Уширо Аши Гери — удар ногой, стоящей сзади.
Уширо Гери — удар ногой назад.
Уширо Гери Кеаге — удар ногой назад снизу-вверх по вертикальной дуге пяткой. Удар применяется на ближней дистанции и только на уровне ГЕДАН (в пах).
Уширо Гери Кекоми — прямой удар ногой назад. Наносится пяткой с наклоном корпуса вперед. Удар останавливающий.
Уширо Каке Гери — удар пяткой задней ноги вперед (снизу-вперед-вверх). Обычно наносится в пах.
Уширо Касуми Гери — удар пяткой передней ноги по диагональной траектории снизу-вверх-снаружи-внутрь
Уширо Маваши Гери (Ура Маваши, Маваши УчИ) — удар пяткой назад по горизонтальной или восходящей дуге снаружи-внутрь.
Фумикири — удар в коленный сустав противника сзади внешним ребром стопы для выведения противника из равновесия.
Фумикоми — раздавливающий удар пяткой сверху-вниз (по стопе противника).

Части тела

Аго — челюсть, подбородок
Атама — голова
Аши Но Ура — внутреннее ребро стопы
Аши — нога, стопа
Аши Ура — подошва стопы
Ашибо — голень
Ашикоши — ноги
Ашикуби — подъем стопы
Ван (Ванто, Котэ) — предплечье
Васидэ — ударная поверхность "Клюв орла", образуемая концами пальцев
Гаи Ван — внешняя сторона предплечья со стороны мизинца
Гедан — часть тела, расположенная ниже пояса; нижний уровень
Гоши (Коши) — бедра
Гьякукен — кулак с пальцами, расположенными вверх
Дзёдан (Джодан) — верхний уровень (голова и шея)
Дзиндзо — область печени
Дзинтю — точка между основанием носа и верхней губой
Дзэнтобу — темя
Зенван — предплечье
Иппон Кен — сжатый кулак с выступающей фалангой согнутого указательного пальца
Кайшу — открытая ладонь (общий термин)
Какато — пятка
Какоцу — щиколотка
Какуто (Кокен) — внешняя сторона запястья
Кандзо — область почек
Кансетсу — сустав, сочленение
Като — плечо
Кейто — часть внешней стороны кисти со стороны большого пальца
Кентсуи — торец кулака со стороны мизинца
Кери (Гери) — нога
Кин — область паха
Кинтеки — нижняя часть живота
Кобучи (Сейкен, Кен, Хонкен, Шокен) — кулак
Кокен — запястье
Коко — Пасть тигра положение ладони со сложенными вместе четырьмя выпрямленными пальцами и максимально отведенным в сторону большим пальцем. Удар наносится дугообразным местом между большим пальцем и указательным пальцем в горло или подмышку
Комеками — висок
Коси (Госи) — бедра; поясница; талия
Коте — место предплечья у запястья; боевые перчатки; накладки на кисти рук
Кото — гортань
Коши (Джосокутей, Чусоку) — выпуклость под большим пальцем стопы, являющаяся ударным местом; "клык тигра"
Коюби — мизинец
Кумаде — кулак "Медвежья лапа" ладонь с плотно прижатыми и согнутыми во второй фаланге пальцами
Маетэ — передняя рука
Марукибису (Какато) — пятка
Мимми — ухо
Мунэ — грудь
Мэ — глаз
Най Ван (Омотэ Коте) — внутренняя сторона предплечья со стороны большого пальца
Накадака Кен (Накадака Иппон Кен, Накаюби Иппон Кен) — кулак с выступающей фалангой среднего пальца
Нихонкен — кулак с выступающими двумя фалангами указательного и среднего пальцев
Но До — горло
Одзадзюби — большой палец руки
Ойяюби Иппон Кен — кулак с выступающей фалангой большого согнутого пальца, которой наносится удар
Ремо — висок
Рикен (Уракен) — внешняя сторона кулака
Рюто Кен — кулак "голова дракона", когда удар наносится торцами вторых фаланг согнутых и прижатых друг к другу пальцев. Пястные фаланги расположены по отношению к ладони под углом 45°. Большой палец или накладывается сверху, или сгибается и прижимается к ладони
Сейке Сенака — спина
Сейриуто — внешний угол ладони со стороны мизинца
Сокуто — внешнее ребро стопы
Суйгетсу — солнечное сплетение
Тай (Таи) — тело, корпус
Тейсоку — внутренняя часть подошвы со стороны большого пальца
Тейшо (Шотей) — основание ладони
Тэ — рука
Тэкуби — запястье
Тэнохара — ладонь
Тэтсуи — основание кулака со стороны мизинца, "кулак-молот"
Уде — предплечье (часть руки от локтя до запястья)
Ура Котэ — внутренняя часть предплечья у запястья
Ура Сокуто — внутреннее ребро стопы
Ура Тэтсуи — торцевая часть сжатого кулака со стороны большого пальца
Уракен (Рикен) — внешняя, тыльная часть кулака
Фукукосо — солнечное сплетение
Фукурахаги — икры ног
Футокоро — грудь
Хаи Ван (Хира Котэ) — внешняя поверхность предплечья, продолжение запястья
Хайто (Ура Шуто) — ребро ладони со стороны большого пальца
Хайшу — тыльная сторона ладони
Хара — мышечный корсет области живота
Хара-Танден — область живота
Хиджи (Эмпи) — локоть
Хиза (Хизагашира, Хитсуи, Шитсуи) — колено
Хизо — область ребер
Хира Коте (Хай Ван) — внешняя поверхность предплечья, продолжение запястья
Хиракен — плоский кулак ударная поверхность, образуемая вторыми фалангами четырех сложенных вместе и прижатых к ладони пальцев
Хиратэ — открытая ладонь
Хитай — лоб
Хитосасиюби Иппон Кен (Иппон Кен) — кулак с выступающей фалангой согнутого указательного пальца
Хитосасиюби — указательный палец
Хитсуи (Хизагашира, Шитсуи) — колено
Хон Кен (Сейкен, Шокен, Кобучи) — кулак
Шо — ладонь
Шокен (Сейкен, Хонкен, Кобучи) — кулак
Шотей (Тейшо) — основание ладони
Шу Ван (Ура Коте) — внутренняя поверхность предплечья, продолжение ладони
Шубо — предплечье
Шуто — внешнее ребро ладони со стороны мизинца
Шутсуи (Тетсуи, Кентон) — основание сжатого кулака со стороны мизинца
Щитсуи (Хизагашира, Хиза, Хитсуи) — колено
Эмпи(Хиджи) — локоть
Эншо(Какато) — пятка
Юби — пальцы

Стойки

Хейсоку дачи — Стойка ожидания, ступни вместе
Мусуби дачи — Стойка внимания, пятки вместе, носки врозь
Хейко дачи — Стойка готовности, ноги на ширине плеч, стопы параллельно
Миги хейко дачи — Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, правая нога стоит чуть впереди
Хачижи дачи — Естественная стойка, ноги на ширине плеч, стопы развернуты наружу
Учи Хачижи дачи — Защитная стойка, ноги на ширине плеч чуть согнуты, колени и стопы развернуты внутрь
Шико дачи — Стойка сумоиста, ступни широко расставлены (1,5 ширины плеч), колени согнуты, ступни и колени разведены наружу
Киба дачи — Стойка всадника, ступни шире плеч, центр тяжести низко опущен, стопы разведены наружу
Санчин дачи — Оборонительная силовая стойка
Дзенкутсу дачи — Передняя длинная стойка, 70% веса тела на передней ноги, пятка задней ноги не касается пола
Хан дзенкутсу дачи — Аналог стойки дзенкутсу дачи, полвина ее длины
Фудо дачи — Боевая стойка наступательная, корпус развернут к противнику под углом 45 градусов
Кокутсу дачи — Задняя оборонительная стойка стойка, центр тяжести расположен ближе к дальней ноге
Неко Аши дачи — "Кошачья стойка", центр тяжести на задней ноге, передняя нога опирается на подушечи пальцев
Реноджи дачи — The letter "Re" stance (or "L" stance)
Сесан дачи — Боковая стойка с широко расставленными ногами
Сагиаши дачи — Стойка цапли (на одной ноге)
Бенсоку дачи — Боковая стойка со скрещенными ногами,используется на короткие периоды для боковых перемещений или подготовки боковых ударов ногами
Найханчи дачи — Киба-дачи с пятками развернутыми наружу и ступнями завернутыми внутрь

Даны

Всем обладателям черного пояса, начиная с 1-го дана дано право использовать звание Сэнсэй. Обладатели черного пояса, начиная с 4-го дана имеют право использовать почетное звание Шихан. Кроме того, все обладатели черного пояса, начиная с 1-го дана могут носить традиционные японские хакамы.
Первый дан — Шодан
Второй дан — Нидан
Третий дан — Сандан
Четвертый дан — Йондан

Команды

1.    Шомэн-ни-рэй — приветствие Создателю.
2.    Сэнсэй-ни-рэй — приветствие учителю.
3.    Отогаи-ни-рэй — всем присутствующим в зале.
4.    Сэйдза — сесть в ритуальную позицию.
5.    Татэ (Киритсу) — встать.
6.    Мокусо — закрыть глаза, начать медитацию.
7.    Мокусо-ямэ — открыть глаза, закончить медитацию.
8.    Хаджимэ — начать.
9.    Ямэ — закончить.
10.  Йой — приготовиться.
11.  Хидари - лево.
12.  Миги - право.
13.  Йой-дачи — позиция готовности.
14.  Камае-тэ — принять боевую позицию.
15.  Сорэматэ — разойтись.
16.  Мото-но-ичи — вернуться на свои места.
17.  Ясумэ — отдыхать.
18.  Каитэ — смена стойки, без поворота.
19.  Маватэ — поворот в стойке на 180 градусов.
20.  Шиай — соревнования.
21.  Кумитэ — поединок.
22.  Джуи-кумитэ — свободный бой.
23.  Кихон — базовая техника.
24.  Атэми — удар в жизненно важный орган.
25.  Ака — спортсмен с цветным поясом на соревнованиях.
26.  Сиро — спортсмен с белым поясом на соревнованиях.
27.  Ката — комплекс формальных упражнений.
28.  Укеми — страховка, кувырки.
29.  Тамесивари — разбивание предметов (досок, кирпичей, черепицы и др.)
30.  Кимэ — момент концентрации всего тела.
31.  Хикитэ — возврат руки.
32.  Хирикаши — возврат ноги.
33.  Татами — ковёр или циновка, на которых практикуют боевые искусства.
34.  Хара — нижняя часть живота, вместилище силы и энергии человека.
35.  Сатори (яп), самадхи (инд) — состояние просветления, момент постижения истины.
36.  Ай — принцип гармонизации и целостности.
37.  Ки — вездесущая энергия, источник всего живого.
38.  Дзю — принцип гибкости и приспособления.
39.  Тайкиоку — японское название китайского символа целостности и равновесия «Тайдзи».
40.  Ки-ай — момент высвобождение ментальной и физической энергии.
41.  Тан-ден (дань-тянь кит.) — энергетический центр организма, расположенный на 2 см ниже пупка.
42.  Макивара — снаряд для отработки силы и точности удара.
43.  Сутинавара — мешок с песком.
44.  Тори — атакующий.
45.  Уке — обороняющийся.
При входе в Додзё и выходе из него необходимо: остановиться, развернуться в сторону зала, поставить ноги вместе, руки вдоль туловища, совершить поклон стоя, одновременно произнести «Рэй». В России мы не вкладываем в поклон религиозного смысла и это лишь дань уважения и форма дружелюбного приветствия. Практика каратэ направлена на обретение внутренней чистоты и свободы, вне зависимости от религиозных убеждений. С поклона Вы начинаете свою практику совершенствования. Занятие начинается с расположения учеников стоя лицом к сэнсею по воображаемой ровной линии. Тот кто стоит справа от Вас – стоит правильно. Вам необходимо откорректировать своё положение в пространстве: равняться на правый фланг, установить равную дистанцию от партнёров справа и слева от Вас. Аттестованные студенты, имеющие больший опыт в практике располагаются правее, начинающие ученики – левее. Появление сенсея на татами старший ученик школы приветствует взаимным поклоном: лицом к лицу. После чего сенсей располагается в центре додзё в позиции сейдза (сидя на коленях), лицом к стоящим в ряду ученикам. Сенсей дает команду «сей-дза-дзен» (занять ритуальную позицию на коленях), садится в сейдза сам. Далее произносит команду «мокусо»(медитация), ученики закрывают глаза, медитируют, настраиваясь на тренировку. Во время команды “Мокусо” – ученики должны закрыть глаза и успокоить дыхание; сфокусировать концентрацию на потоке воздуха в и из легких, чувствовать себя так, как будто вдыхают воздух глубоко в живот. Отключить все посторонние мысли, и подготовить себя к будущей тренировке. Продолжать сознательно следить за дыханием, по мере того как поток воздуха проходит в и из легких. Ученики должны делать это на протяжении всего периода медитации. После команды “Мокусо Яме” - Все ученики в зале открывают глаза. Если в зале висит портрет основателя школы сенсей и все ученики поворачиваются к нему лицом, сенсей дает команду «Киохани-рэй» (поклон основателю школы), сенсей и студенты выполняют ритуальный поклон, произносят «Рэй». Затем сенсей и ученики разворачиваются лицом друг к другу. Старший ученик громко произносит «Сенсей-ни-рэй»(приветствие инструктору школы), все остальные ученики делают вместе с ним ритуальный поклон, громко произносят «Рэй». Следом сенсей дает команды семпай-ни-рэй (поклон старшим ученикам), отогай-ни-рэй (поклон всем присутствующим), додзе-ни-рэй (поклон залу), ученики опять же произносят «Рэй» во время каждого поклона. В завершении сенсей произносит «Серин-гасе», ученики и сенсей одновременно хлопают в ладоши. Дается команда «Тате» (всать) и начинается тренировочное занятие. В конце занятия ученики располагаются так же как в начале. Выполняются тот же ритуал, аналогичный начале тренировки. Важно соблюдать пунктуальность и не опаздывать на тренировки. Сенсей в начале тренировки настраивает на предстоящую работу, объявляет цель и задачи урока. В случае Вашего опоздания рекомендуется ожидать разрешения сенсея присоединиться к группе стоя на краю татами. Запрещено входить и покидать додзё без разрешения сенсея.

Комментарии